Физо-До : Боевые искусства, самозащита, меры безопасности, физическая и психологическая подготовка.

Поиск

Перейти к содержанию

Главное меню:


Ушу — китайская боевая, духовная и общеоздоровительная система.

Боевые искусства и спортивные единоборства

Ушу — собирательное понятие, включающее в себя техники рукопашного боя, духовные и обшеоздоровительные системы. Ушу в целом — путь самосовершенствования. Слово "ушу" зачастую переводят как "воинское искусство", но это не совсем точно. Иероглиф "У" можно перевести как "остановить оружие" или "воспрепятствовать его применению", т.е. в слове "ушу" преобладает неагрессивная сущность.

О том, когда и как возникло ушу, существует множество легенд. По одной из них тайное учение воинского и философского искусства появилось в Китае благодаря Бодхидхарме (или Ламо), первому патриарху чань-буддизма. В 520 году н.э. Бодхидхарма прибыл в Китай из Индии и поселился в монастыре Шаолинь, основанном в 495 г. Именно индийский миссионер принес принцип базовых движении, основу физического раздела тайного учения. Он показал монахам Шаолиня "Восемнадцать движений рук архатов" (архаты -святые буддийского пантеона). В монастыре он делал упор на оздоровительную гимнастику, но вспомним… Бодхидхарма пришел в Китай из Индии через джунгли и тяжелые горные перевалы, кишевшие хищниками и разбойниками. Жизнь человеческая значила в то время меньше, чем сейчас, на чью-либо святость на глухих дорогах не обращали внимания. Проделать такой путь мог человек не только смелый и самоотверженный, но и достаточно подготовленный физически. Бодхидхарма был сыном южноиндийского князя Суганджи и по канонам того времени получил хорошую военную подготовку. Поэтому система, с которой он знакомил монахов Шаолиня, была, вероятно, синтезом боевого искусства кшатриев и мощной психофизической полготовки буддийских монахов. По пути у Бодхидхармы была отличная возможность проверить эффективность системы и усовершенствовать ее.

Гимнастика цигун ("работа дыхания"), основу которой составляют приемы расслабления и концентрации в сочетании с военными приемами, положила начало воинским искусствам несколько тысяч лет назад. Известны древние формы борьбы - чиао-ти и танец со щитом и топором кэичи-ву. Около 250 лет до н.э. был популярен воинский спорт джио-ли - состязания в стрельбе из лука и скачки на колесницах. Еще один источник возникновения ушу системы профилактической и лечебной гимнастики. Древнейшая из них известна как 12 упражнений ткачей шелка. Вместе с секретами профессионального мастерства она передавалась в семье от отца к сыну. Эти упражнения оказались пригодными для развития навыков владения оружием и впоследствии трансформировались в школу "8 кусков парчи".

Одна из наиболее древних систем физических упражнении создана величайшим врачом древности Хуа То (141-203 гг. н.э.) и называлась "метод движения пяти зверей" ("у-чин-ши"): аиста, оленя, обезьяны, медведя и тигра. Позже она нашла отражение в одном из базовых стилей Шаолиня - "хун-гар" ("школа пяти зверей"), хотя там фигурируют другие звери: тигр, леопард, журавль, змея и дракон. Вскоре после Хуа Тo, во II веке н.э., ученый-даос Лю Ань разработал игры шести зверей. Даосские отшельники создали движения восьми зверей, используемые в стиле багуа.

К приходу Бдхидхармы в Китае уже существовали различные системы гимнастики и техники рукопашного боя, его учение встретило подготовленную почву. Приход Бодхидхармы послужил во многом систематизации ушу и выделил несколько направлений, которые существуют по сей день.

Первая группа стилей называется Шаолинь-пай (Шаолинь-цзя) и берет начало в Шаолине. Этой группе свойственно атакующее, силовое воздействие на противника, большое внимание уделяется развитию физической силы, ловкости, гибкости. К этим стилям можно отнести и нешаолиньские школы, работающие в схожем ключе. Часто они были созданы людьми, прошедшими подготовку в монастыре.

Другая группа стилей базируется на даосской практике и носит название Удан-пай. Она происходит от имени гор Улан, куда удалялись отшельники-даосы для медитации, физического и духовного совершенствования вдали от людей и суеты. К этой группе относится небольшое количество "внутренних" школ - тайцзи-пюань, багуа-чжан, син и т.д. В этих школах первостепенное внимание уделяется работе с "ци" ("ки") - жизненной энергией. Они характеризуются плавными, медленными на первый взгляд движениями, при которых эффект достигается за счет искусства расслабления и концентрации, хотя скорость и мощь движений могут быть очень велики.

Третье направление, Эмэй-пай (Эмэй-цзя), названо в честь гор Эмэйшань в провинции Сычуань. Оно объединяет большое количество стилей и школ преимущественно кланового, семейного характера, о которых мало что известно конкретно вследствие их закрытости, их нельзя причислить к первым двум направлениям. Как правило, кроме свойств, присущих Шаолинь-пай и Удан-пай, семейные школы имеют специфические особенности. Далеко не все семейные школы относятся к этой группе. Например, Ли Гар - школа тигра - относится к классическим шаолиньским стилям, хотя какое-то время она была семейной. Долгое время основные даосские школы были семейными - багуа-чжан и тайцзи-цюань.

© 2010— «Физо-До» | Обратная связь | Карта сайта
При перепечатывании (копировании), ссылка (гиперссылка) обязательна
Рейтинг@Mail.ru

Назад к содержанию | Назад к главному меню
Реклама: