Главное меню:
Боевые искусства и спортивные единоборства
Сеншидо — современная реалистичная система городского рукопашного боя с соответствующей психологической подготовкой. Сеншидо создал канадец Ричард Димитри.
Практикуя боевые единоборства в течение многих лет, Ричард Димитри столкнулся с рядом проблем практического плана. Во-первых, уличная драка обычно сильно отличается от всего того, что он изучал в додзё — противники атаковали не так, как это делали партнеры на тренировках, использовали непривычное оружие, стандартные приемы защиты не срабатывали в нестандартных ситуациях и т.п. Во-вторых, боевые единоборства предоставляют лишь методы ведения схватки и не предусматривают способов предотвращения драки. В-третьих, ни в одной школе единоборств не учат тому, как бороться со страхом, гневом и другими эмоциями, мешающими в бою. В-четвертых, его смущало то, что при изучении дзюдо или каратэ надо заниматься несколько лет, чтобы овладеть ими на уровне, достаточном для более-менее эффективной самообороны. В итоге в 1986 г. Димитри начал создание новой системы.
Первоначально он планировал всего лишь улучшить технику традиционных восточных единоборств, адаптировав ее для применения на улице, но постепенно ушел достаточно далеко в сторону от них, практически полностью изменив приемы и методику подготовки. Кроме того, опыт его работы вышибалой и частным охранником в течение более чем восьми лет, а также исследование, проведенное совместно с Дж. Ферстом, показали, что успех в бою на 60% зависит от того, был ли человек психологически готов к происходящему, на 25% от испытываемых эмоций и лишь на 15% от физической силы и владения техникой рукопашного боя. Поэтому в создаваемую систему в большом объеме были включены методики психологической подготовки к бою и психотехника контроля эмоций.
Основными особенностями сеншидо являются:
а) комплексный подход к изучению самообороны;
б) реалистичная тренировка;
в) отсутствие единого (обязательного) набора приемов;
г) психологическая подготовка.
Комплексный подход заключается в том, что ученики изучают не только технику и тактику рукопашного боя (чем обычно ограничивается подавляющее большинство тренеров), но и многие другие вопросы, связанные с самообороной и выживанием. Это выработка постоянной бдительности; выработка навыка избегать опасные места и ситуации; умение вести себя так, чтобы не выглядеть легкой жертвой и не провоцировать потенциального агрессора на нападение; умение в случае конфликта разрядить обстановку, не доводя дело до драки; умение защитить не только себя, но и своего спутника или спутницу; знание того, что делать после драки, чтобы избежать повторного нападения со стороны противника и его товарищей. Все это и многое другое в том же роде входит в курс сеншидо.
Как следствие, в той ситуации, когда каратист или боксер вступит в бой, защищая себя наиболее привычным (по сути, единственным известным ему) способом, человек, подготовленный по методу сеншидо, способен найти другой выход, не подвергающий его жизнь опасности - либо он просто не попадет в такую ситуацию. Как говорит Димитри: "Если кто-то бросается на вас с ножом - в первую очередь это значит, что не все в порядке с вашей бдительностью, способностью к убеждению и умением разрешать конфликты".
Реалистичность тренировки является ключевым фактором в изучении рукопашного боя. Тренировки проводятся в обычной одежде, на жестком полу. Каждый прием отрабатывается в различных вариантах, в том числе с сопротивляющимся партнером; с партнером, чьи действия меняются случайным образом при каждом повторении приема; в полный контакт с партнером, одетым в защитное снаряжение, позволяющее наносить удары в любую часть тела и т.д. Особое внимание уделяется выработке умения адаптироваться к переменным факторам, влияющим на характер боя и спонтанно реагировать на действия противника.
Моделируются все типы возможных ситуаций: бой на открытом пространстве; в помещении; в лифте "метр на два"; на лестничной площадке; на заснеженной улице; в толпе; в автомобиле; в заставленном мебелью помещении (типа бара или кинотеатра); в электричке; бой один на один; один против двух или трех; такой бой, когда приходится защищать не только себя, но и спутницу; бой с вооруженным противником; использование для самообороны импровизированного оружия и т.п.
Изучаются особенности тактики и техники боя на каждой из различаемых в сеншидо пяти дистанций:
а) на дистанции "метания", когда противник может метнуть нож или поднятый с земли камень;
б) на дистанции "удара ногой"; в) на дистанции "боксерского удара";
г) "ближнего боя";
д) "борьбы в обхват".
Основной считается дистанция "ближнего боя", когда противники могут наносить удары (в т.ч. локтями и коленями) и проводить захваты. Практика показывает, что большинство реальных драк начинается именно на такой дистанции. Поэтому очень важным считается развитие тактильной чувствительности и умение использовать ее для отслеживания движений противника, так как полагаться лишь на глаза в ближнем бою нельзя.
Изучение техники в сеншидо связано с четырьмя требованиями:
1) проведение приема не должен предварять замах, отведение руки к бедру или какое-то другое действие, позволяющее противнику понять, что за этим последует;
2) прием должен включать минимальное число элементов и направляться по кратчайшей траектории;
3) атака должна направляться в самые уязвимые части тела противника (прежде всего в глаза и горло);
4) атака производится ближайшей к противнику конечностью, по ближайшей уязвимой части тела. При этом никогда не делается ставка на один удар - атака или контратака всегда продолжается до тех пор, пока противник не утрачивает способность вести бой.
В сеншидо отсутствует единый набор приемов, которые отрабатывают все ученики. Вместо этого каждому из них индивидуально рекомендуется наиболее подходящая для него техника, с учетом его физических данных (возраста, пола, веса и роста, физической силы) и желаемого уровня подготовки. Как профессиональный телохранитель или вышибала, так и обычная женщина-домохозяйка, желающая освоить приемы защиты от уличных грабителей и насильников, могут подучить в школе сеншидо подготовку на желаемом уровне.
Психологический тренинг включает в себя психологическую подготовку к бою, а также методы контроля собственных эмоций и управления действиями потенциального противника. Готовность к бою формируется, главным образом, за счет постоянной тренировки в условиях, "максимально приближенных к боевым". В результате уличная драка уже не воспринимается как нечто из ряда вон выходящее, что-то такое, что "может случиться с кем угодно, только не со мной". Поэтому в случае реального нападения бойца не парализует страх, как это часто происходит с неподготовленными людьми, он способен эффективно применять умения и навыки, выработанные на тренировках.
Во время тренировок ученикам внушается установка на победу, они привыкают не сдаваться, не останавливаться после пропущенного удара, не прекращать бой и т.п.
Очень важным элементом тренировки также является то, что Димитри называет "готовностью к неожиданностям". Боец должен быть готов к тому, что во время боя произойдет что-то совершенно неожиданное. Так, противник может извлечь спрятанное оружие; кто-то может прийти на помощь противнику; бойца может неожиданно атаковать тот человек, за которого он вступился и т.д. Однако в любом случае боец должен адекватно реагировать на происходящее.
Способы контроля эмоций рассчитаны не столько на подавление страха, гнева и т.п., сколько на понимание природы этих эмоций и использование их в свою пользу. Методы управления действиями противника включают в себя "язык тела", позволяющий демонстрировать противнику свои мирные намерения (даже если на самом деле боец в этот момент готовит удар), технику гашения агрессии, способы отвлечения и рассеивания внимания противника и т.п. Владение этой техникой зачастую позволяет разрешить конфликт, не доводя дело до драки.
Отработка способов психологической самообороны и гашения агрессии производится в первую очередь за счет тренинга, моделирующего агрессивные конфликты, причем развитие конфликта моделируется с самого начала, включая тот этап, когда столкновение еще не перешло на физический уровень и агрессия противника проявляется главным образом в его словах.