Физо-До : Боевые искусства, самозащита, меры безопасности, физическая и психологическая подготовка.

Поиск

Перейти к содержанию

Главное меню:


Каратэ (Каратэдо) — боевое искусство защиты и нападения.

Боевые искусства и спортивные единоборства

Каратэ — искусство защиты и нападения, попало в Японию с Окинавы, где оно на протяжении многих веков формировалось путем слияния собственно окинавских техник единоборства с приемами, попадавшими на остров с материка — с Корейского полуострова и из Китая. Термин "каратэ" ("китайская рука") был введен в обращение в ХVIII в. неким Сакугавой из окинавского местечка Аката. По возвращении из Китая, где Сакугава изучал шаолиньский стиль единоборства, он основал частную школу Каратэ-но Сакугава. В начале ХХ в. окинавец Гитин Фунакоси, считающийся "отцом" современного японского каратэ, предложил для написания названия усовершенствованного им боевого искусства омоним со значением "пустая рука", то есть невооруженная рука.

Основатель каратэдо и его классического стиля Шотокан, Гичин Фунакоши (Таминакоши, 1868-1957) родился в королевской столице острова Окинава — Шури в семье самурая. Это самый крупный остров архипелага Рюкю, который находится на пересечении морских торговых путей, практически, в равном удалении от Японии, Китая, Тайваня и Кореи. С одной стороны государства вели военную борьбу за владение архипелагом, с другой, многие военные подразделения после междоусобных войн находили себе на нем убежище. С незапамятных времён каждый житель по своему существу и природе, способу существования и наследственной предрасположенности, был воином. Вполне естественно, что под жёстким давлением запрета ношения оружия с XV века и практики выживания в бою без такового, Окинавцы, аккумулируя передовые технологии военных единоборств, быстро сформировали высокоэффективное искусство самообороны.

Гичин Фунакоши (Таминакоши, 1868-1957)

В китайских литературных источниках упоминания об искусстве ведения боя ногами и невооруженными руками встречаются еще в VII в. до нашей эры. Однако считается, что расцвет воинских искусств наступил в VI в. нашей эры, после пришествия из Индии в Китай монаха Бодхихармы, первого патриарха буддизма в Китае. Бодхихарма, в Японии известный как Бодай-Дарума, соединил существовавшие до него приемы борьбы с техникой и философией йоги, требовавшей от бойца осмысления своих действий, и постулатами буддизма, который в Китае слился с даосизмом и трансформировался в дзэн-буддизм. Йогические и дзэнские медитативные техники позволяли бойцу, владеющему приемами боя, достичь такого состояния, при котором он мысленно как бы сливался с противником и мог спонтанно и максимально адекватно реагировать на все его движения.

В 1372 г. король Рюкю Сацудо признал вассальную зависимость от Китая, и на Окинаву прибыли китайские колонисты, которые стали обучать местное население основам мореплавания, книгопечатания и ремесел. Они же познакомили островитян с китайскими боевыми искусствами, в частности с искусством рукопашного боя цюаньфа (цюань по-китайски "кулак", фа - "закон", "способ"). По-японски это слово звучит как "кэмпо". Часть идеограммы «кемпо» (по китайски «чуань») — «тэ», (рука, руки — в смысле рукопашного боя) стало обозначать рукопашный бой на Окинаве. Назвался он так же Буси-но-тэ (руки воина), Окинава-тэ (руки Окинавы), То-тэ (волшебная рука) или Кара-тэ (китайские руки) — волшебный, или китайский рукопашный бой. Японское произношение этой идеограммы двоякое: «То» - волшебный, или «Кара» китайский, Великий Китай династии Тан.

Китайская техника цюаньфа соединилась с существовавшими на острове местными техниками единоборств, что и послужило основой для формирования окинавского кэмпо. Толчком к его развитию послужили запреты на ношение оружия для всех, кроме высших феодалов и королевской дружины. Окинавские крестьяне, оказавшиеся безоружными перед произволом солдат и чиновников, начали искать спасения через овладение техникой боя без оружия. После того как Окинава была завоевана Японией, на острове была проведена "Охота за мечами". Утаившие холодное оружие крестьяне, горожане и монахи подлежали смертной казни. На всю деревню оставляли лишь один нож для разделки туш, и тот тщательно охраняли, а выдавали его только под расписку, кузницы же закрывали, чтобы исключить возможность производства оружия.

Для оказания сопротивления вооруженным солдатам население Окинавы начало объединяться в тайные общества, занимавшиеся изучением кэмпо, которое на островах получило название "окинава-тэ" ("окинавская рука, окинавский кулак"). Техника окинава-тэ держалась в тайне от властей, и за ее раскрытие предателю полагалась смерть. Чтобы выжить в схватке с хорошо вооруженными солдатами, повстанцы вынуждены были превращать в оружие свои руки и ноги. Это достигалось суровыми тренировками. Коленями, ступнями, локтями и кулаками на тренировках часами били по макиваре - плотно перевитому снопу соломы, прикрепленному к амортизирующему шесту или доске. Пальцы ладоней втыкали в ведро фасоли, которую спустя месяцы тренировок заменяли на песок или мелкую гальку: со временем такой рукой-копьем можно было проткнуть конское брюхо и даже доспехи воина.

Различные техники соединялись и отсеивались в условиях жесточайшей конкуренции. Ошибка могла стоить человеку жизни и не прощалась. Внутреннее содержание «победить или умереть» призывало к максимально эффективному использованию возможностей человека и его организма. Принципы — «одним ударом наповал, движение — минус противник», «только опыт имеет значение», были основными. Несмотря на закрытый характер и конспирацию занятий, в 18 веке в Шури мастером Сокугавой была организована первая официальная школа Тэ. Верховный наставник боевых искусств на Окинаве с 1848 года Матсамура Шокун из Шури так же основал школу Шорин-рю Каратэ. Одни и те же иероглифы читаются по-японски Шорин-джи кэмпо, а по-китайски — Шаолинь-шу чуань (Шорин — молодой лес). В отличие от староокинавского направления Шорэй («душа, постигшая просветление»), где традиционно уделялось повышенное внимание устойчивости, физической силе, резкости и закалке бьющих поверхностей для пробивания доспехов, в Шорин всё же преобладали нравственное воспитание и дисциплина Сюгё, тонкий маневр и обманные движения. Несмотря на прямую связь с китайскими источниками, никогда и нигде ранее, не было таких условий практического отбора и синтеза тысячелетиями оттачиваемых приёмов. Ученик Мутсамуры — Асато Анко был непревзойдённым специалистом боевых искусств во всей Окинаве. Именно Асато и стал первым наставником Фунакоши Гичина, который долгое время был его единственным учеником. Сам факт этого уже является признанием выдающихся способностей Гичина. Раньше учителя долго выбирали себе ученика, и могли не брать его без многолетней закалки или из-за плохих качеств характера.

Хотя исчезла жизненная необходимость при столкновении убивать противника, поединки часто заканчивались тяжелыми увечьями или даже смертью. Фунакоши совместно с Итоцу в 1905 году вынуждены были начинать разрабатывать теорию более популярного в дальнейшем спортивного раздела. Однако, мастер до конца своих дней был против спортивного понимания каратэ. С 1905 года периодически, а с 1912 года он постоянно проводит показательные выступления на Окинаве, способствуя более открытому отношению к этому боевому искусству. К этому времени Фунакоши становится признанным лидером Тэ. Директива министерства образования 1911 года способствовала увлечению воинскими искусствами и была первым официальным признанием со стороны властей важности современных воинских дисциплин в деле воспитания японских граждан. Благодаря Рокуто Яширо, капитану учебного корабля, курсанты императорского флота также начали заниматься каратэ, после чего о нём уже заговорили и в Токио. В 1912 году первая императорская флотилия остановилась в заливе Чуджо и тоже познакомилась с каратэ. В этом же году под руководством Фунакоши Токомура, Мабуни, Исикава, Тукусума, Кяму, Яхику, Огусуку в лучших залах Окинавы демонстрировали своё искусство. Демократические тенденции эры Тайсё (Великая справедливость 1912 - 1926 гг.), стимулировали интеллектуальную активность. В 1916-1917 гг. были пересмотрены все учебники в Японии. И в 1916 году Гичин выступает в «Бутокодене» перед официальными лицами Японии. Несмотря на усиление гражданского контроля над военными силами в 20-е годы, не популярная Сибирская экспедиция 1918-1919 гг., под давлением военного ведомства, вылилась в военное присутствие в Манчжурии до 1922 года. Рос интерес к боевым искусствам.

Командующий эсминцем кронпринца Хирохито, Нориказу Канна тоже был окинавцем. Благодаря этому, по пути в Европу, 6 марта 1921 года будущий император просмотрел показательную программу в замке Шури под руководством Гичина, который к тому времени уже стал президентом Окинавской ассоциации духа воинских искусств. Хирохито, как и Гичин, был хрупкого телосложения. Он изумился, что никому не удавалось опрокинуть или сдвинуть мастера с места, включая добровольцев из публики. Сила ударов в томишивари (разбивание предметов) была поразительной. Мощные удары ногами в нижнем уровне, которые практически не отражались, плотная работа на средней дистанции в сочетании с эффективной бросковой техникой, не оставляли противникам никаких шансов. Всё это было отражено в официальном отчёте японскому правительству и определило дальнейшее развитие каратэ. Двадцатилетняя деятельность Великого учителя была замечена. Мастер был приглашён на первую национальную атлетическую выставку весной 1922 года, организованную министерством образования Японии. Только в 20 веке Япония открыла для себя каратэ — Окинавское искусство с вековыми традициями. Выступления Гичина были очень хорошо продуманы, заранее были разосланы приглашения элите, интеллигенции, что в последствии вызвало огромную популярность каратэ у широких слоёв населения. В 1922 году Мейкё по джиу-джитсу Оцука Хиденори с помощью Гичина открыл для себя мир каратэ и стал её учеником (В дальнейшем основал Вадо Рю). Дзигоро Кано — основатель дзюдо, поражённый техникой Гичина, пригласил его читать лекции и обучать каратэ в Кодокане. Под влиянием Фунакоши раздел атэ-ваза в дзюдо гошин-джитсу стал высокоэффективным и приобрёл каратэ - подобные черты. Однако, ввиду конкуренции, этого факта никто не признавал. В 1922 году выходит книга “Рюкю Кэмпо Каратэ” (Ryukyu Kempo Karate Tokyo,1922), состоящая из 5 глав: “что такое каратэ”, “ценность каратэ”, ” тренировки и преподавание”, ” организация каратэ”, “основные принципы и ката”: Хейан 1-5, Нэйхан-чи 1-3, Бассай 1-2, Кушанку 1-2, Сэйшан, Чинто, Чинтэ, Джиин, Джиттэ, Джион, Ваншу, Вандан, Рохай, Джумми или йюмми, Вандо, Сочин, Нишейши, Сансэру, Супаринпей, Ванкуван, Кокан, Унсу. 30 ката. Названия ката окинавские и китайские. В приложении к книге “Рюкю Кэмпо Каратэ”, были описаны меры предосторожности во время занятий. Эта книга, подобно таблице Менделеева в химии, в мире боевых искусств дала новый виток развития.

Уже через год в 23-м году Гичин открывает свой зал в Токио в Мейсей Джуку. Даже великие чемпионы по сумо начали осваивать технику каратэ под руководством Гичина. Известный чемпион того времени Уичиро Ониши со всей командой приходил к нему для тренировок. Чемпион Фукуянаги приходил отчитываться к Фунакоши после поездок по стране. “В каратэ каждый находит то, что ищет…”, — говорил великий мастер.

Росло желание общества заниматься каратэ. И, прежде всего, активную позицию в освоении нового заняло студенчество. В 1924 году университет Кейо первым организовал клуб каратэ для физического воспитания студентов, после чего Токушоку, Хасей, Нихон (медицинский колледж), Императорский Васседа, Мей Дзи, Военная и Морская академии, институт физического воспитания (Никай До) и другие столичные университеты ввели эту дисциплину у себя. В 1924 году публикуется — этапная работа: Рентан Гошин Каратэ-джитсу.

В Японии каратэ стало популярнее, чем на Окинаве, и огромный приток неподготовленных людей заставил объединиться вокруг Фунакоши Гичина мастеров каратэ в попытке выработать безопасные и пригодные для обучения широких масс методики. В 1926 году соратник мастера и один из учеников Итоцу-Кенва Мабуни открывает свою школу в Осаке (в дальнейшем основатель стиля Шито рю). Реформа была неизбежна. “Каратэ может быть одно…” - говорил Фунакоши Гичин, и все с ним тогда соглашались.

В 1929 году Фунакоши изменил написание слова “каратэ”. Начало 30-х годов отмечено значительным влиянием радикальных националистов. Университет Кейо сформировал группу исследований и в 1933 году Фунакоши обосновал изменение написания слова “каратэ” в работе “Дай Ниппон Кемпо Каратэ” (великий японский метод кулака пустой руки). В буддистских выражениях “Шики соку зеку, ку соку зешики” (материя — пустое, всё — суета) иероглиф “Ку” (правда, истина, справедливость) может произноситься — “кара” - “пустой”. Он и заменил однозвучный иероглиф “кара” — китайский (“каратэ” —- волшебный, или китайский рукопашный бой; “каратэ” — техника боя пустой рукой.)

“Как отполированная поверхность зеркала отражает всё, что стоит перед ней, а тихое ущелье удерживает внутри даже шорохи, так занимающийся каратэ-до должен сделать свой ум порожним от себялюбия и гордыни, дабы надлежащим образом встретить всё, с чем бы он не столкнулся” — так Фунакоши трактовал философскую концепцию кара (пустой, бескорыстный, истинный).

В 1935 году Гичин Фунакоши ввёл иероглиф До (путь), завершая идею сюгё (строгая дисциплина), которую проповедовали на Окинаве (каратэдо — путь пустой руки, система самосовершенствования и познания).

Фунакоши с соратниками провёли огромную работу по унификации открытых для широких масс методов обучения. Обобщение этих, признанных всеми методов мастер отразил в своей новой книге, которую все специалисты использовали как учебник и руководство к действию. В 1936 году опубликована книга Каратэ-до Кьёхан: введены новые элементы в технике и ката. Фунакоши использовал и новые названия ката, которые отражали дух Японского языка, как предписывала школа традиционного этикета - огасавара. В арсенал официального каратэдо не вошли многие ката из книги 1922 года. Высоко эффективные методы тренировки, основанные на них, являясь оздоровительным и кодированным методом самообороны в повседневной жизни, никак не подходили для открытого обучения.

Ката (яп. — форма, образ) — канонизированные формальные технические комплексы приёмов традиционного каратэ, эффективность которых очень высока в типовых ситуациях реального боя. Ката зародились в средние века и прочно утвердились как неотъемлемая часть в практике каратэ, как средство для сохранения и передачи от учителя к ученику, уникальных знаний, культуры и духа боевого искусства. Они содержат все основные технические характеристики и особенности стиля, принципы и традиции, уходящие в глубину веков. До 20 века Ката являлись практически единственной формой подготовки в предельно условном и обобщенном виде.
Как и любое искусство, демонстрация ката через мастерство исполнения оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие. Вопреки общему мнению ката нельзя сортировать по степени технической сложности, так как это не отражает глубины познания. Формальное исполнение без внутреннего содержания не имеет должного эффекта, и может быть бесполезно. Многообразие в ката необходимо именно для того, чтобы каждый мог правильно выбрать форму для себя, отрабатывать одну-две ката, чтобы они стали, независимо от вашего сознания, эффективными. Другие же ката будут служить для сравнения и понимания смысла движений других людей, расширять познания.

В 1935 году, при поддержке национального комитета, начинает строиться первый зал каратэдо. Весной 1936 года он был открыт под названием «Шотокан», на котором настояли ученики Фунакоши. “Шото” или “Сёто” — псевдоним учителя, “Кан” — здание, дом. В этом зале оттачивали своё мастерство самые достойные бойцы со всей Японии. Они с гордостью говорили: “Мы из Шотокана”. В 1935 году провели первое спортивное (шиай) кумитэ по правилам иппон шобу, формируя каратэдо (Шотокан) и как зрелищный, увлекательный вид спорта, давая развитие теории спорта как части системы воспитания духа и тела. Именно этой части мы обязаны развитием мирового каратэдо. Однако мастер предупреждал ещё тогда, что больший уход в сторону условно-показательного спорта приведёт к потере сущности боевого духа, а гладиаторские бои в контактных схватках к потере понятия искусства боя, и призывал мастеров сохранять тонкую грань. Дух боевой нравственности, по сути своей оборонительный. В спорте понятие шиай заменяет понятие шобу (рукопашная схватка) и руководство принципом буай синкен шобу (смертельная схватка) и сеси-о тёэтсу (преодоление мысли о жизни и смерти) только символически присутствует в действиях на татами. Техника в основном направлена на самооборону. Санкционированное убийство врага видоизменено на концепцию сдерживания атакующих действий нападающего. Внутренняя природа покоится на трёхсторонней связи: нравственность, дисциплина, эстетическая форма. «До», которого должны придерживаться все последователи, теряет естественный характер, становится сугубо земным делом. Система иерархии дан-кю используется для популяризации.

В 1937 году в Японии вводится преподавание каратэ-до по методу Шотокан во флоте и в войсках.

Большую заслугу в развитие спортивной техники Фунакоши Гичин приписывает своему третьему сыну Йошитаке Фунакоши (1915-1945). Великий учитель видел в нём своего приемника, с ним он занимался индивидуально и без посторонних глаз, передавая секреты мастерства. Йошитака Фунакоши работал ассистентом Гичина и управлял залом «Шотокан», вплоть до 1945 года. Он практически заложил основу техники современного спортивного кумитэ, которая используется до сих пор. В базовой технике остались ката его личной разработки Тайкьёку (первая причина). Йошитака Фунакоши ввёл удары с дальней дистанции и технику стремительных входов с длинных дистанций (тцури-аши), эффектные удары ногами в верхний уровень: маваши-дзёдан, ура-маваши-дзёдан, йоко тоби-гири, технику боя основанную на стойке фудо-дачи, с применением тейшо. Его учениками были Тайджи Казе и Масутацу Ояма, основатель Кёкусинкай. К сожалению, в 1945 году в Японии не могли лечить туберкулёз, которым болел Йошитака, и он умер от лёгочного кровотечения. Гичин Фунакоши тяжело переживал и смерть сына, и, как истинный самурай, поражение в войне. Путь воинственного милитаризма эпохи Сёва (сияющий мир 1912 - 1989гг.) привёл Японию к национальной катастрофе 1945 года, к введению оккупационных войск и запрету будо. В 1947 году ещё одна невосполнимая потеря, умирает жена мастера. Однако, каратэ не было запрещено в связи с заложенными в систему воспитания общечеловеческими и нравственными принципами. Именно этот факт способствовал вывозу техники каратэ, которым занимались оккупационные войска, за пределы Японии. После подписания мирного договора между Японией и США Фунакоши Гичин совершает трёхмесячное турне по американским базам вместе с Исао Обато (университет Кийо), Тошио Камато (Васеда) и Масатоши Накаяма (Такушоку).

В 1948 году командой Фунакоши был создан фонд JKA (Японская ассоциация каратэ), для развития каратэ в Японии и экспорта его во всем мире, в целях поддержки Японской культуры и поврежденной войной международной репутации. В 1950 году, с началом корейской компании, происходит перестройка политических сил на Дальнем Востоке и в Японии вновь открывается Бутокуден, в 1952 году разрешаются занятия всеми видами боевых искусств. В 1953 году ведущие мастера впервые официально были привлечены для обучения и демонстрации в США. Фунакоши уже стар и отходит от политики, готовит к изданию свою последнюю работу «Каратэ-до - путь моей жизни». Но до последних дней своей жизни мастер не переставал практиковать каратэ-до и удивлять эффективностью своих действий. Старый мастер контратаковал настолько быстро, что фотоснимки получались очень смазанными.

В 1956 году ученик Фунакоши Гичина Эгами Сигэру основывает и регистрирует общество Шото-кай, пытаясь сохранить принципы боевого искусства, которые под давлением спортивного направления стали заметно попираться. В 1957 году начинает реально работать программа посылки японских специалистов JKA по каратэ за границу, и проводится официальный чемпионат по каратэ. Но 1957 год - год великой утраты. Основатель каратэдо умер.

Фунакоши Гичин, обобщив методы, философию и мораль единоборств ошеломил весь мир своими достижениями и вызвал интерес ко всем восточным единоборствам. Сейчас можно услышать много предположений, историй и выдумок о прошлом в каратэ. Но неоспоримо одно — именно Гичин Фунакоши открыл и Японии и миру это искусство, спорт и метод самообороны. Это был лидер последнего поколения мастеров, для которых каратэ было ещё и способом выживания. Он основал Шотокан как систему общедоступной тренировки, которую использовали все каратисты мира на протяжении многих лет. Поэтому Шотокан рассматривают как стержень для всех видов и стилей современного каратэдо.

В Токио в 1964 году строится Ниппон Будокан (зал японских воинских принципов), который становится центром боевых искусств Японии. В 1968 году создаётся федерация всех японских организаций по каратэ-до (FAJKO или GKF), которая руководит всеми направлениями, в том числе и JKA. Освоение каратэ, как явления древней культуры Японии, метода самозащиты и спорта содействовало процессу интеграции духовных ценностей западной и восточной культур. Практически во всех странах стали проходить первенства и чемпионаты, создавались сборные команды. В 1970 году в Токио состоялся первый чемпионат мира по правилам иппон-шобу (по правилам Шотокан, что подтверждает его авторитет и рост популярности в мире) и состоялась учредительная конференция WUKO, куда вошли Европейский, Панамериканский, Азиатско-Тихоакеанский и Африканский союзы каратэ. Правила Шотокан эксклюзивно использовались на чемпионатах Мира и континентов вплоть до 1975 года. В 1977 на 4-м чемпионате мира впервые использовали правила санбон-шобу. Но и после введения чисто популистских правил до настоящего времени Правила Шотокан остаются наиболее популярными.

Реально в Шотокан больше общего, чем любых различий, которые сводятся к вопросу о персональной власти и амбициях. Шотокан соответствует целям и задачам физической культуры. Являясь важнейшим компонентом целостного развития личности, составной частью общей культуры, создает устойчивую мотивацию и потребность к здоровому и продуктивному стилю жизни и самосовершенствованию, достижению высокого уровня психофизической подготовки. В Шотокан — широкий диапазон физической нагрузки. Требования соблюдения этикета и уважения к противнику исключают проявления жестокости и насилия, которые наказываются дисквалификацией. Начальные этапы многолетней подготовки спортсменов вообще не требуют инвентаря и оборудованной площадки, только спортзал. Для достижения высоких спортивных результатов необходимо не дорогостоящее оборудование (мешки, лапы и т.п.). Поэтому легко создать равноправные условия спортсменам для тренировок и соревнований.

Характерной чертой стиля является единство базовой техники практики боя и ката, отсутствие весовых категорий, что позволяет проводить в рамках стиля различные соревнования. В отличие от спортивного каратэ в схватках, наряду с эффективностью действий, оценивается их техническая правильность с позиции стиля. Одно движение может привести к победе или поражению, что резко повышает психологический накал схватки, объясняет ее скоротечность. Этот же фактор позволяет значительно расширить возрастной диапазон участвующих в соревнованиях, что связано с восстановительными способностями организма и низким травматизмом. Соревновательные программы с обязательным реальным, но заранее известным ударом позволяют демонстрировать технику даже для детей младшего возраста, женщин и стариков. Для хорошо подготовленных спортсменов существует раздел дзю-кумитэ - условно-контактный бой с демонстрацией комбинированной техники.

6 июня 1985 года WUKO было признано МОК. После проведения яркого чемпионата мира 1988 года в Египте по шобу-иппон WUKO вплотную было нацелено на олимпийскую систему. В условиях «перестройки» Госкомспорт СССР уже не мог оставаться в стороне. Спортивная администрация, понимая несостоятельность запретов, при высоком интересе населения к каратэ, вынуждена была опять заняться вопросами восточных единоборств, к сожалению, применяя старую административную практику. С опаской обходили вопросы развития стилей. Опять навязывался «единственный путь решения проблем» — контроль развития каратэ административными мерами без учета мнения всех заинтересованных сторон, что могло привести лишь к появлению новых проблем.

Феномен особой привлекательности каратэ-до Шотокан — в огромном разнообразии, что позволяет любому желающему найти именно то, что ему ближе. Стилевая базовая подготовка является частью общей культуры, мощным и бесконфликтным способом самосовершенствования. Занятия, не преследуя ярко выраженной спортивной цели (чемпионами все быть, не могут), способствуют самоорганизации, выполняют в тоже время, как минимум, функцию начальной и базовой, спортивной подготовки, создают специфическую популяцию для спортивного отбора. Психологическая установка «я лучше всех», может легко оттолкнуться от «школьной» - «не хуже других», в условиях грамотного спортивного отбора. К призывному возрасту создаётся необходимая база для занятий комбинированной техникой рукопашного боя без ущерба для психического развития.

Шотокан включен в государственные программы обучения многих стран, а в Японии с 1902 года, что отчасти объясняет рекордное долголетие ее жителей. Данные медицинского обследования еще в середине 90-ых годов XIX века на Окинаве выявили удивительную пропорциональность силу и выносливость большой группы подростков, занимающихся каратэ-до. После ряда медицинских, социальных и педагогических исследований в области каратэ ещё в 1902 году эту дисциплину официально ввели в учебную программу. Шотокан связан с широким диапазоном физической активности, создает устойчивую мотивацию и потребность к здоровому и продуктивному стилю жизни и самосовершенствованию, достижению высокого уровня психофизической подготовки.

© 2010— «Физо-До» | Обратная связь | Карта сайта
При перепечатывании (копировании), ссылка (гиперссылка) обязательна
Рейтинг@Mail.ru

Назад к содержанию | Назад к главному меню
Реклама: