Физо-До : Боевые искусства, самозащита, меры безопасности, физическая и психологическая подготовка.

Поиск

Перейти к содержанию

Главное меню:


Капоэйра — бразильское боевое искусство, борьба в танце как образ жизни.

Боевые искусства и спортивные единоборства

Капоэйра — бразильское боевое искусство, борьба в танце, стиль музыки и образ жизни. Капоэйра появилась, как средство борьбы африканских рабов с португальскими колонизаторами. Африканцев вывозили в Бразилию для работы на плантациях сахарного тростника, т.к. местное население (индейцы) часто умирали, а те, кто оставались в живых, не упускали возможности скрыться в джунглях. Африканцы также часто убегали и образовывали поселения, называемые киломбос, которые часто отслеживались португальцами в попытках вернуть себе дармовую рабочую силу. По одной из версий, в одном из таких поселений и зародилась капоэйра.

Ясное дело, что ни один хозяин не позволил бы заниматься своему рабу боевым искусством, поэтому капоэйра была замаскирована под танец. Некоторое время спустя, когда рабство уже давно отменили, капоэйра использовалась уже не как защита от врага, а как хороший способ обогатиться за счёт других миролюбивых людей. Она преследовалась полицией, а капоэйристы ассоциировались с преступниками, бандитами или грабителями.

На сегодняшний день капоэйрой занимаются, ставя перед собой разные задачи. Её рассматривают, как развлечение, способ заработать себе на хлеб и т.д. Единственное обстоятельство, которое продолжает волновать многих капоэйристов нашего времени, — это то, что капоэйра может стать спортом, что просто не допустимо, т.к. спорт положит конец традициям капоэйры, которые так тщательно береглись и передавались мастерами прошлого и многими мастерами настоящего.

В капоэйре выделяют два основных стиля: Ангола и появившийся сравнительно недавно Режиональ.
В Анголе преобладают движения, которые выполняются низко у земли. Игра этого направления может быть, как очень медленной, так и достигать ощутимых скоростей. Очень часто игроки исполняют кроме привычной Джинги замысловатые движения, схожие с движениями различных животных.

Отличие игры стиля Режиональ в том, что она выполняется быстрее, чем Ангола, и на более высоком уровне. Здесь присутствуют прыжки, резкие удары, которых нет в капоэйра Ангола. Данный стиль был создан в XX столетии мастером Бимбой, объединившим традиционную капоэйру (капоэйру стиля Ангола) с африканским боевым танцем Батуке и внеся некоторые другие изменения в технику.

Игра, т.е. жога ди капоэйра, выполняется под музыку. Музыку создают такие инструменты как беримбау, пандейру, атабаку, реко-реко, агого и др. Музыка играет очень важную роль и в первую очередь является аккомпанементом. Беримбау является символом капоэйры и представляет собой музыкальный лук с резонатором-тыквой. Ему иногда приписывают магические свойства. Ритмы на беримбау называются токе, причём каждому ритму соответствует своя игра в роде (кругу, состоящим из участников). Мастер Бимба — основатель школы капоэйра Режиональ Ранее некоторые ритмы символизировали то или иное событие: чью-либо смерть, приезд чужака, полиции и т.д.

Во главе роды стоят музыканты. Играют в кругу два человека. Они начинают возле музыкантов (позиция перед беримбау), а после касания земли рукой и приветствия (сальвэ), игроки начинают игру, по окончанию которой возвращаются на исходную позицию, чтобы вновь пожать друг другу руки и занять своё место в кругу. Возможны также и другие варианты начала и завершения жогу.

Говоря о технике капоэйра, нужно заметить, что здесь сравнительно мало ударов руками: основная ведущая роль отдаётся ударам ногами. Это связано с тем, что ранее руки использовались в качестве опоры при передвижении низко у земли и для того, чтобы брать энергию от последней. Кроме того, у африканских народов считалось, что ноги выполняют разрушительную функцию, а руки — созидательную. Удары руками и ногами включают в себя удары ладонью и обратной частью кистей рук, удары локтями, стопой и коленями. Рода ди капоэйра. Но не стоит считать, что на этом всё и заканчивается — нет. Кроме ударов конечностями используются удары тазом и головой, часто применяются заходы за спину, присутствуют броски и элементы борьбы. Всё вышеперечисленное вплетается в умопомрачительное количество связок с использованием запутанной акробатики и обманных движений (финта). Ситуация усугубляется благодаря использованию так называемого подлого обмана, именуемого маландражи.

Названия большинства движений имеют довольно красивый перевод, например, Меалуа (полумесяц), Фолха сека (сухой лист), Бенсу (благословение), Бананейра (банановая пальма), Марипоза (мотылёк) и т.д.

Как и во многих других боевых искусствах, в капоэйре существует система градации. В соответствии с этой системой, аттестованный человек получает шнур (кордао) - тесьму, которой в дальнейшем подпоясывается. Цвет кордао зависит от уровня мастерства того, кто его носит. Аттестация проводится на Батизаде. Батизада - обряд посвящения в капоэйристы, на котором человек, прошедший посвящение, получает кордао.

Со временем человеку, занимающемуся капоэйрой, дают второе имя, своего рода псевдоним. Давать капоэйристу второе имя повелось ещё с тех далёких времён, когда капоэйра была гонима, и люди, занимающиеся ею, брали себе второе имя в целях собственной безопасности. Таким образом, они вели двойную жизнь под разными именами: обычную и жизнь в мире капоэйра.

Заниматься капоэйрой некоторые люди начинают с самых ранних лет своей жизни и заканчивают аж по окончанию таковой. Как не существует ограничений по возрасту, так и нет их по отношению к полам: как мужчины, так и женщины способны достичь больших высот в этом прекрасном искусстве.

© 2010— «Физо-До» | Обратная связь | Карта сайта
При перепечатывании (копировании), ссылка (гиперссылка) обязательна
Рейтинг@Mail.ru

Назад к содержанию | Назад к главному меню
Реклама: