Физо-До : Боевые искусства, самозащита, меры безопасности, физическая и психологическая подготовка.

Поиск

Перейти к содержанию

Главное меню:


Арнис — филиппинское национальное боевое искусство; этапы обучения арнис (кали, эскрима).

Боевые искусства и спортивные единоборства

Арнис — филиппинское национальное боевое искусство, которое является чрезвычайно эффективным средством самообороны и может с успехом применяться для самозащиты от безоружного и вооруженного противника в современной жизни.

Арнис (кали, эскрима) возникло из ряда различных боевых искусств стран. На его становление оказали влияние боевые искусства народов Индии, испанские фехтование, бой на палках и ножевой бой, пенчак-силат, ушу, окинава-тэ, кэндо, дзю-дзюцу и другие боевые искусства.

Существует множество различных терминов, обозначающих различные стили и школы филиппинских направлений боевых искусств. Однако все они имеют в своем арсенале сходный набор техник. Обучения филиппинским боевым искусствам начинается с освоения техник владения палками и ножом. После освоения данных техник осуществляется переход на освоение техник рукопашного боя, аналогичных техникам работы с оружием. Основные отличая кали (арнис, эскримы) от прочих боевых искусств — упор на атаки конечностей противника, работа на опережение, треугольные траектории передвижения, упор на переднюю ногу, что диктуется необходимостью работы с оружием.

Эффективность применения арнис (эскрима, кали) для самозащиты диктуется богатой боевой историей Филиппин и различием в этнических взглядах ее населения. До сих пор ситуация в стране такова, что в различных межэтнических и криминальных стычках от холодного оружия погибает больше людей, чем в дорожно-транспортных происшествиях.

Историки относят зарождение истоков филиппинских боевых искусств к 1-му тысячелетию н.э., когда Филиппины находились в сфере влияния суматранского государства Шривиджая. В те времена в Филиппинах поселилось большое количество малайцев, принесших с собой приличный вклад в культуру страны, в т.ч. и в боевые искусства. В середине 9 века в результате торговых связей Филиппин с Китаем боевые искусства страны дополнились техниками из китайского боевого искусства цюань-шу. Дальнейший период 14-15 века повлек за собой множество междуусобных войн, что дало мощный толчок развитию боевых искусств. Современные черты филиппинские боевые искусства (кали, арнис, эскрима) приобрели в 1500 годах с началом испанской экспансии и проникновением в страну боевого искусства ушу провинции Фуцзянь.

Обучение арнису разделено на 3 этапа. Первый этап называется "муэстрасьон" или "пандалаг". Здесь изучают правильный хват палки (надо держать ее так, чтобы со стороны кулака она выступала на 8-10 см, этот "выступ" используют для захвата и для ударов на ближней дистанции), пять основных типов ударов, а также различные способы защиты от них. Очень большое внимание уделяют отработке правильной техники передвижения. С этой целью ученики долго ходят по деревянным дощечкам, образующим треугольники со стороной 38-40 см. Так осваивается система уходов с линии атаки и комбинации ударов и блоков одной палкой. Затем изучают технику обороны и нападения двумя палками одновременно.

На
втором этапе, называемом "санга ат патама" или "сомбра табак", работают в паре. В основном проводят учебные схватки, во время которых отрабатывают стандартные комбинации и связки приемов. Работа на этом этапе выполняется "в стук", поскольку задача ученика не в том, чтобы попасть палкой по противнику, а в правильном и четком усвоении комбинаций ударов. Скорость и сложность приемов постепенно возрастают.

Третий этап ("ларга мутон", либо "лабунанг тотоханан") - это вольный учебный бой, в процессе которого ученик вырабатывает свою собственную манеру ведения поединка, подбирает наиболее подходящие для него комбинации и приемы. И, что очень важно, старается достичь максимальной скорости действий как одной, так и двумя палками. В вольном бою можно бить куда угодно. Помимо ударов палками, на ближней дистанции проводятся удары локтями, коленями, ступнями и головой. В прошлом протекторы в вольном бою не использовались, но сейчас обязательны плотные краги на руки, защищающие их от запястий до локтей, и шлем-маска на голову.

Техника боя на палках, конечно, варьируется в зависимости от стиля, но во всех них она построена на четырех основных принципах: простота движений, их относительная прямолинейность, экономность, подбор таких приемов, которые идеально соответствуют телосложению и личностным особенностям данного человека.

Бой двумя палками включает в себя не только рубящие и секущие удары, большинство из которых жестко блокируется, но и удары вторым концом палки, а также разнообразные обводы и зацепы своей палкой палки или руки противника. Сила удара зависит от сочетания движения по прямой и по кругу. Нет чисто жестких или чисто мягких техник. Есть их сочетание. Корпус при этом свободен, расслаблен, гибок, и положения его порождаются ситуацией. На работу парными палками затем легко накладывается техника работы парными мачете. Одно и то же движение, один и тот же удар может быть исполнен практически любым типом оружия.

При использовании только одной палки в технике появляется много хлещущих ударов, позволяющих за короткий отрезок времени провести их серию. Кисть при этом слегка разворачивается, так что каждый новый удар приходится на другое место. Левая рука не заведена за спину, как в европейском фехтовании, а используется для захвата или контроля атакующей руки противника. Может она и поддерживать руку с палкой для более жесткого блока и для прижимания своим оружием оружия врага к земле при резком уходе вниз. Но чаще всего она используется для захватов. Захваты и замки с применением палки нацелены на запястье, локтевой или плечевой сгиб. Они обеспечивают хорошую возможность контратаки (когда противник стеснен), и болевое давление, заставляющее противника двигаться в нужном направлении. Свободная рука может быть на подхвате и использоваться для бросков.

Атаки одной или двумя палками разбиваются на три основных группы: праворукие, леворукие и двурукие — в зависимости от того, какой рукой преимущественно наносится удар. Понятно, что мастера должны равно легко работать в обе стороны.

Бой длинной и короткой палкой не зря называют "эспада и дага". На него хорошо накладывается техника боя традиционным длинным ножом-мачете "боло" и кинжалом "баларау". Ведь надо иметь в виду, что под "эспада" понимается не современная фехтовальная шпага, а ее средневековый испанский вариант, имевший достаточно широкое лезвие и полуторастороннюю заточку. Понятно, что короткая палка здесь служит, в основном, для парирования и тычков, а длинная - для вращений и рубящих ударов. В современном варианте это направление часто практикуют с дубинкой и ножом, который держат в левой руке и используют не только для тычков, но и для режущих движений, цель которых - поразить мышцы и сухожилия противника. Сформировалась даже специфическая техника "жертвующих" блоков: как правильно подставить под лезвие руку, чтобы порез причинил минимальные повреждения, если уклониться от удара невозможно.

Стандартную комбинацию проводят в три этапа. Первый — это блок, парирование или уход с линии атаки, с одновременной контратакой в нервный центр атакующей конечности (это может быть тыльная сторона ладони, подмышка, трицепс, бицепс ближе к локтю, а на ноге - средняя часть стопы, внутренняя поверхность голени, икры). Второй этап — использование свободной от оружия, или, как здесь говорят, "живой" руки. С ее помощью проводят удержание атаковавшей ноги противника или его руки с оружием. Это не позволяет ему использовать заблокированную конечность для повторной атаки. Кроме того зафиксированной рукой противника можно сковать и его вторую руку. Третий этап — бросок, удушение, удар в голову или туловище.

Дополнительно по теме:

© 2010— «Физо-До» | Обратная связь | Карта сайта
При перепечатывании (копировании), ссылка (гиперссылка) обязательна
Рейтинг@Mail.ru

Назад к содержанию | Назад к главному меню
Реклама: